<< Главная страница

Лоуренс Дж. Питер "Принцип Питера"
Познай себя
Неосуществимая мечта

Долгое время я рисовал в своем воображении картины гуманного, благородного и практичного общества, где достойные дела составляют правило, а не исключение и где боевые действия развертываются только против невежества, страданий, голода, болезней, некомпетентности, несправедливости и против самой войны. Предаваясь этим утопическим мечтам, я задумывался и о способах, какие могли бы повернуть нынешний разлагающийся мир и направить его движение к идеалу. Тут-то как раз мои утопические видения начинали блекнуть, и вперед выступала действительность.

Понятие утопического государства впервые появилось в книге "Утопия", написанной сэром Томасом Мором в 1516 году. На придуманном им острове нравственность, общественная и политическая жизнь достигли совершенства. Две подсказки должны были охладить пыл желающих построить совершенное общество. Во-первых, для названия книги было выбрано латинское слово греческого происхождения, означавшее "нигде". Во-вторых, за исходную посылку Мор принимал невероятное: будто жизнью на Утопии целиком управлял разум.

Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.

Дж. У. Крач

Утопическое государство основано на вере в возможность достичь совершенства. Но мы, люди, человечны не потому, что способны двигаться к совершенству, а потому, что мы можем изменяться. Хотя я не верю, что человечество может прийти к совершенству, убежден тем не менее, что индивидуумы, составляющие род людской, способны стать лучше. Я, учитель, наблюдал, как ученики добивались лучшего усвоения материала, как они лучше овладевали навыками самостоятельного мышления, как продвигались к лучшему, выказывая в своем поведении больше творчества, больше уверенности, больше уважения к нормам этики. Я видел, как люди растут и развиваются в достаточной мере, чтобы добиваться удовлетворения и поступать ответственно по отношению к самим себе и к обществу. К сожалению, эта способность становиться лучше не спасала их от воздействия Принципа Питера.

Когда человек попадает в сферу, где его способности оказываются несоответствующими требованиям компетентности на первой же ступени иерархической лестницы, мы говорим, что он (или она) от природы не годится для данной профессии. Другой может обладать такими способностями, что добирается до самой вершины лестницы, ни разу не сделав шага, выводящего его (или ее) за пределы личной компетентности. А потом эти баловни успеха могут вдруг броситься на другую лестницу: преуспевающий агент по сбыту заводит собственное дело; известный репортер покупает газету в провинциальном городе и становится издателем. Таким способом весьма преуспевающий человек оставляет для себя открытой дорогу к некомпетентности, и если он будет по-настоящему настойчив, то в конце концов прыжки вверх по новой лестнице приведут его на ту ступеньку, с которой он полетит вниз.

Иные, успешно взбирающиеся по одной лестнице, могут поддаться искушению одновременно двинуться по другой или даже сразу нескольким. Удачливый предприниматель прихватывает вторую фирму, а возможно, еще и третью, так что оказывается в положении, когда дела полностью выходят из-под его контроля. Проявив необходимую изобретательность и достаточное упорство, даже самые одаренные индивидуумы способны, судя по всему, достичь своих уровней некомпетентности.

Я знаю, от чего я бегу, но не знаю, чего ищу.

Монтень

Люди в большинстве своем упорно стараются добраться до той ступеньки на лестнице успеха, где, как они надеются, их ждут счастье, уважение и достаток. Интервью, взятые мною у лиц, занимающих низкое, среднее и высокое положение в жизни, убедили меня, что к успеху стремятся все. Однако успех этот понимают двояко. В одних случаях как некое свершение - приобретение денег, власти, статуса, собственности. В других - успех видят в том, чтобы чувствовать себя счастливым: наслаждаться жизнью, любовью, здоровьем, иметь возможность самовыражения, располагать досугом, чтобы упиваться красотой этого замечательного мира, и временем для игры.

Те, кому успех представляется достижимым лишь на лестнице свершений, часто оказывались разочарованными и несчастливыми. Поглощенные процессом восхождения, они все свои взоры приковывали к очередной ступеньке и не в состоянии были оценить вид, открывавшийся оттуда, где они уже находились. Чувство удовлетворения, которое они испытывали, взобравшись на новый уровень, длилось недолго, потому что тут же они приступали к борьбе за следующую ступеньку.

Не зря такое поведение называют обычно "участием в крысиных бегах". Ибо для крыс можно установить иерархический порядок вознаграждения, и тогда они будут без конца носиться по клетке в бездумном соперничестве друг с другом. Цивилизованный человек соорудил для себя замкнутую систему, в которой он постоянно добивается большего и не может устоять ни перед каким, даже самым бессмысленным, соблазном.

Наши семьи, наши школы, все наше общество научили нас быть Куклами-в-строю. Если в жизнь человека не вторгается какая-нибудь посторонняя сила, он так и будет пробиваться наверх, пока смерть, маразм или принудительная отставка не положат конец его стараниям ради стараний.

Попытки добраться до вершины наших устремлений все равно что попытки коснуться радуги: мы приближаемся - она удаляется.

Э. Бэрк

Случается, что индивид, разумно оценивший эту действительность, отказывается от участия в крысиных бегах и начинает новую, плодотворную жизнь. Многим молодым людям игра в продвижение представляется сегодня делом сомнительным. На старшие поколения они смотрят как на живых носителей Принципа Питеpa. Из этого равнодушия к утвердившимся иерархиям родились их поиски альтернативных образов жизни.

Следствие 24: способности потенциально компетентного человека со временем разрушаются, тогда как потенциально некомпетентная личность поднимается до уровня, где этот ее потенциал реализуется

Те, кто поднимался до уровня, на котором он обнаруживал возможности для самореализации, и задерживался здесь на длительный срок, а потом двигался дальше за счет лучшего исполнения своей работы, да при этом еще усваивал приносивший им удовлетворение образ жизни, - вот кто среди встречавшихся мне людей добивался успеха в самой полной мере.

Почему нам надо так отчаянно гнаться за успехом, так отчаянно стараться? Если человек шагает не в ногу со своими спутниками, это, может быть, потому, что он слышит другой барабан.

Генри Дэвид Торо

Кукла-в-строю не может вступать в борьбу с системой, которая придает ей силы. Для человека в этой роли день его независимости миновал; стоит только шевельнуться в его голове самостоятельной мысли, и он испытывает чувства вины и стыда. Считая всякое свободомыслие предательством, он подавляет собственную индивидуальность и выходит из себя, когда сталкивается с критиками существующих порядков.

Чтобы действовать, Человеку человечному необходимо мужество, потому что его самостоятельно выработанные ценности могут порой расходиться с ценностями господствующих иерархий.

Поведение, присущее Кукле-в-строю, так глубоко укоренились, что противиться ему можно, только обладая особой мощью разумного мышления. Люди с философским складом ума скорее других могут прийти к пониманию, что неустанное приращение богатства и власти приносит человеку не больше пользы, чем получил бы ее динозавр от постоянного увеличения своего туловища или саблезубый тигр от непрерывного роста клыков.

К сожалению, свою способность мыслить разумно большинство людей не пускают в ход до тех пор, пока их не толкнет к этому ощутимый удар. Обычно приходится пережить большую личную трагедию, чтобы ум пробудился для понимания подлинной красоты жизни. Весьма часто прозрение приходит к человеку, который взбирался по ступеням иерархии, рос профессионально, повышал свой статус, обзаводился имуществом и вдруг на всех своих дорогах был остановлен нежданной болезнью. Вынужденная бездеятельность, да еще часто приправленная страхом смерти, заставляет его ловить дары каждого дня жизни. Ему открыта возможность любоваться красотой заката, радоваться теплу и заботам любящих его людей, услаждать свои чувства ароматом розы, вкусом меда, звонкими переливами смеха. Он начинает узнавать, что всего дороже в жизни - проявления доброты, прекрасные виды, помощь другим. Выздоровев, он может провести остаток жизни, следуя Рецептам Питера, по может снова постепенно подчинить себя принудиловке иерархической системы.

Свидетельства многих, кому лишь пережитая трагедия раскрыла глаза, убедили меня. что наши образовательная и социальная системы оказываются неспособными учить нас осмысленному восприятию жизни.

Слова дельфийского оракула "Познай себя" были произнесены на языке, которого мы не понимаем. Но для всего человечества они должны звучать своего рода напоминанием о том, как важно осознать, кто ты есть. Познать себя столь же необходимо для сохранения вашей личности, сколь необходимы для вашего физического существования еда, одежда, кров.

Предписание "Познай себя" назначалось не только для укрощения гордыни человеческой, оно также указывало, что нам следовало бы ценить свое личное достоинство.

Марк Туллий Цицерон

Беда терзает человека, утратившего представление о самом себе, ибо он лишается особо важной защиты от множества зол современной жизни. В изнеможении развалясь перед телевизором, открытый для восприятия любого вранья, он бессилен сопротивляться направленному на него давлению. Страдающий по поводу своего положения в обществе, жаждущий социальной безопасности, он включается в погоню за статусом и отдает себя во власть соперничества и конформизма, оставляя без применения данные ему от природы таланты.

Социологи десятилетиями предупреждают нас о разрушительном воздействии, которому подвергается человеческая личность со стороны нашего общества, ориентированного на производство. Философы веками настаивали, чтобы мы откликнулись на призыв "Познай себя", но они не сумели предложить практических указаний, которые позволили бы каждому из нас добиться подлинного самопознания и тем самым обрести возможности прокладывать собственную линию жизни.

Проблема, которую цивилизация обрушила на каждого человека, - это кризис личности. Каждый с недоумением вопрошает: кто я? В известной мере этот вопрос всем нам навязывает влияние иерархий. Ответ на него складывается из ваших представлений о самом себе, из вашего восприятия окружающего мира, из вашего понимания, что есть идеальный образ жизни. Четко определив свое личное "я", вы станете менее уязвимы для терзаний, психологически разрушающих вашу цельность, и создадите основу для самоуважения.

Ваше самоуважение есть не что иное, как уверенность в неповторимой ценности вашей личности, и вытекает оно из ощущаемой вами способности творить нечто жизненно важное именно с вашей точки зрения. Обретая самоуважение, вы получаете возможность жить творчески, превращать свою жизнь в осуществление вашего собственного проекта созидания Человека человечного.

Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания.

С. И. Хьюз

Творческий образ жизни отпускает на волю ваше воображение, необходимое, чтобы решать проблемы и приводить ваше бытие в соответствие с вашими собственными желаниями. Тогда вы будете прислушиваться к своему истинному "я" и считаться со своими собственными мнениями, без сомнений и внутренних раздоров с самим собой.

Вот сейчас, когда вы читаете эти строки, как раз начинается остаток вашей жизни. Так что вперед - к большему счастью, более открытому сознанию, большей живости ума и тела, большей отзывчивости, к реализации ваших единственных в своем роде способностей быть Человеком человечным.

Конец текста


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация