<< Главная страница

Лоуренс Дж. Питер "Принцип Питера"
История по Питеру
Иерархическая Регрессия

Самая большая ложь - это неверно понятая правда.

Уильям Джеймс

Зоолог, изучающий гиену, объективно описывает ее поведение, хотя, возможно, и сострадает ее жертвам. Иерархиолог, изучающий поведение людей, должен придерживаться столь же научного подхода к делу. Хотя мы знаем, к каким разрушительным последствиям ведет действие Принципа Питера, руководствоваться в своих исследованиях нам надлежит не моралистическими, а научными соображениями. Знать о нежелательных результатах чрезмерного возвышения в должности мало. Надо еще выяснить причины, по которым мы стараемся взобраться на наш уровень некомпетентности.

Если вы не восходящий, значит, вы ниспадающий.

Стивен Поттер

Нежелательно, чтобы люди задерживались на своих конечных уровнях, и дело тут даже не в том, что таким образом возрастает их вклад в уже переполненный мировой котел некомпетентности. Следует еще иметь в виду, что если индивидуумы чересчур долго остаются на своих уровнях некомпетентности, то тем самым они подрывают структуру организаций. В глазах окружающих их присутствие означает, что компетентность не есть обязательное условие успеха. Вместе с тем мы видим здесь объяснение, почему в бюрократиях, не важно, расширяются они или сокращаются, темп прироста накладных расходов всегда остается неизменным.

Хотя Принцип Питера точно описывает поведение людей, он не дает ответа на вопрос: "Почему человеческие существа карабкаются к своим уровням некомпетентности?" Самый распространенный ответ гласит: "Агрессивность и соперничество заложены в их природе". Неопровержимый довод насчет того, что поведение человека определяется природой человека, мало помогает пониманию и этого поведения, и этой природы.

Эйбрахам Маслоу, прославленный психолог, провозгласил, что в природе человека заложено продвигаться вперед и выше, поскольку, едва удовлетворяются его потребности определенного уровня, как у него возникают новые потребности - более высокого уровня. У каждого индивидуума есть набор различных потребностей, выстраивающихся в иерархический ряд. Как только удовлетворяются первичные потребности, связанные с поддержанием жизни, на первый план выдвигается потребность безопасности; затем следуют потребности социальные, потребности в утверждении своего престижа или своего "я" и, наконец, потребности самореализации. Потребности социального характера связаны с определением своего положения относительно других людей. Личностные потребности включают в себя заботы о признании и престиже, о самоутверждении и о праве быть лидером, о своем успехе и своей компетентности. Концепция Маслоу принадлежит к наиболее привлекательным из числа тех теорий, которые наше вечное стремление забраться повыше объясняют самой природой человека.

Агрессивность человека находит себе множество проявлений - от утонченного поиска общественного одобрения до насильственных действий, совершаемых ради утверждения физического господства. То и дело мы стараемся превзойти других в работе, на поле для игры в гольф, в дискуссии или в обретении вожделенного статуса. В иных случаях возвыситься над другими - значит увеличить свои доходы, добиться более крупных премий, призов, наград. Символические битвы по строгим правилам развертываются на шахматной доске и на футбольном поле; бои за символическую корону ведут фехтовальщики, борцы и боксеры. Соперничество без правил оборачивается драками между людьми и войнами между государствами. Жизнь показывает, что род людской обладает большими ресурсами агрессивности, находящей себе выход либо в символических играх, либо в организованном соперничестве, либо в актах насилия.

С другой стороны, даже в нашем современном, зараженном насилием обществе многие люди отличаются неагрессивным, смирным поведением, а некоторые племена, обитающие в относительно удаленных уголках мира, все еще не ведают, что такое соперничество. Традиция эскимосов-кочевников в арктических районах Америки состоит в том, чтобы сообща делить пищу и кров, улаживать свои споры, не прибегая к насилию. В Новой Гвинее люди из племени тангу поровну делят между собой съестные припасы и затевают игры, которые по правилам должны заканчиваться вничью. Крестьяне-семанги в Малайе избегают всех видов насилия. Исторически многие кочевые племена, поддерживавшие свое существование охотой и сбором плодов, не соперничали друг с другом и не беспокоились о защите своей территории. Хотя со временем господствовать в мире стали народы более агрессивные, зараженные духом соперничества и озабоченные сохранением своих территорий, все же существование племен и индивидуумов, которые не проявляли в прошлом и не проявляют сейчас ни агрессивности, ни желания соперничать с кем-либо, заставляет нас поставить под вопрос мнение о том, что эти свойства заложены в природе человека. По крайней мере при тех фактах, которыми мы располагаем, нельзя согласиться, что агрессивность и соперничество-это всем присущие, обязательные черты человеческой природы.

Мы наслаждаемся своим могуществом не тогда, когда сдвигаем горы и меняем течение рек, а тогда, когда оказываемся способными превращать людей в неодушевленные предметы, делать их роботами, марионетками, автоматами, настоящими животными. Могущество-это сила, позволяющая обесчеловечить человека.

Эрик Хоффер

До недавнего времени неврологи представляли себе человеческий мозг в виде компьютера из серой влажной массы, разделенного на две равные части - левое и правое полушарие. Дальнейшие исследования обнаружили, что каждое полушарие имеет особую функцию. Левая часть мозга управляет речью, тогда как правая - пространственными, образными представлениями. Работа левого полушария - это своего рода линейное, аналитическое, дедуктивное мышление, а правой частью мозг схватывает картину в целом, и здесь рождается то, что можно назвать обобщающей, творческой мыслью.

Когда силы обоих полушарий более или менее уравновешены, человек способен мыслить логически, последовательно организовывать свою деятельность, составлять вразумительные инструкции и выполнять прочую работу, зависящую от левой стороны мозга; правая же сторона позволяет ему при этом видеть общую картину, а это необходимо, чтобы понять, каков смысл деталей, поставляемых левой частью, и как они увязываются между собой. Если мозг устроен так, что одно полушарие обладает намного большей силой, чем другое, то индивидуум - он или она - будет пользоваться этим более развитым полушарием для решения большинства проблем, независимо от того, годится это для дела или нет. Человек с преимущественно развитой правой частью мозга, столкнувшись с проблемой, требующей детального анализа, постарается совладать с ней на основе широких обобщений либо поддастся порыву перескочить через факты к заключению. Индивидуумы, у которых левое полушарие мозга преобладает над правым, займутся разбором деталей, анализом, обязательно начнут выводить правила и закономерности, но так и не составят себе цельного представления о существе дела. Они настолько погружаются в процесс, что никогда не видят и не понимают смысла своей деятельности в рамках ее более широкого контекста.

Именно человек, в мозгу которого господствует левое полушарие, бездумно карабкается вверх по лестнице, описываемой в учении Питера, именно он тяготеет к авторитарности и в конечном счете устанавливает нормы и стандарты для общества. Превосходство левого полушария дает нам объяснение, почему в бюрократических и других строго иерархических организациях некоторые индивидуумы более, чем другие, склонны обнаруживать методичность, местничество, приверженность ритуалам, то есть те самые черты поведения, которые составляют славу бюрократов.

Из исследований по психологии можно наконец получить еще одну полезную информацию. Поведение, рождающее чувство удовлетворения, за которым в свою очередь опять следует чувство удовлетворения, - такое поведение, скорее всего, будет воспроизводиться. Едва мы появляемся на свет, как удовлетворение наших физических потребностей в пище и тепле, а вместе с тем и эмоциональных потребностей в защите становится направляющим началом нашего поведения. Младенец улыбается и лепечет, как бы пытаясь заговорить, и, скорее всего, его обнимут, приласкают, погладят или вступят с ним в разговор, что вызывает у него чувство удовлетворения. По мере того как ребенок учится ходить, говорить, есть, пользоваться туалетом, его успехи каждый раз закрепляются одобрением родителей. В школе хорошие отметки и спортивные успехи вознаграждаются признанием и похвалами со стороны родителей, учителей и товарищей, а заодно и поощрениями в виде призов, денег, дипломов. Если лицо, окончившее школу, остается в системе образования и успешно взбирается по существующей здесь иерархической лестнице, то для него или для нее это означает обретение социального статуса, академических степеней и свидетельств, удостоверяющих профессиональное мастерство.

Приступая к трудовой деятельности в иной сфере, человек ставит ногу на низшую ступеньку другой лестницы, где каждый его следующий шаг будет вознаграждаться повышением зарплаты и статуса.

Жизнь наша такова, что нас поощряют за каждый шаг вверх по лестнице научных открытий или академической иерархии, за каждое продвижение по ступеням карьеры. Карабкаться вверх - это поведение, которое последовательно поддерживается и становится прочно утвердившейся нормой. Это - условный рефлекс.

Ни самые прекрасные, ни самые отвратительные устремления человека не заложены в нем биологически, от природы; они - результат социального процесса.

Эрих Фромм

Все мы принадлежим к странному виду живых существ, отдающих свою энергию карабканью вверх по лестнице успеха, чтобы сделать деньги, позволяющие купить ненужные нам вещи, чтобы произвести впечатление на людей, к которым мы не питаем симпатий. Возможно, что-то в человеческой природе заставляет упорно лезть вверх, несмотря на отсутствие разумных для того оснований. Возможно, что здесь находит свое выражение определенный мозговой дисбаланс, при котором левое полушарие настолько господствует в управлении поведением, что для людей, отмеченных подобным отклонением от нормы, взбираться вверх по иерархической лестнице - это единственное решение стоящих перед ними дилемм. Мои исследования показали, что почти все бюрократы и многие администраторы находятся под такой властью левого полушария, что не способны ни на какие более конструктивные действия, чём те, которые подсказывает прямолинейное мышление. Разумеется, именно человек с преимущественно левосторонним развитием мозга, неврологически лучше всего вооружен для того, чтобы налаживать свое последовательное возвышение в иерархии И конечно же, всех нас побуждают карабкаться вверх, так что, подчиняясь условному рефлексу, мы стремимся продвинуться в рамках организации настолько далеко, насколько это позволяют нам время и обстоятельства.

Весьма вероятно, что все эти действующие помимо нашего сознания силы оказывают свое могущественное влияние, но мы стремимся всему находить объяснение и представлять дело так, будто сознаем причины своего поведения. Располагая деньгами или доходами, вполне достаточными для удовлетворения наших действительных потребностей, мы пытаемся обосновать усилия, предпринимаемые нами с целью заполучить еще больше. Мы сетуем на бремя своих обязанностей и все же добиваемся более высокого чина, предполагающего еще большие обязанности. Когда мы можем выполнять порученную нам работу компетентно и без лишнего напряжения, мы говорим, что она не позволяет нам проявить себя, и требуем повышения до уровня, на котором приходят заботы, отчаяние и, что не исключается, - некомпетентность. У многих здесь должно появляться желание найти разумное объяснение столь неразумному поведению.

Мы достигли высокого материального уровня жизни и массу вещей имеем в изобилии. Мы расходуем кругленькие суммы на развлечения и тратим состояния в заботах о здоровье и красоте, в попытках сбавить свой вес. В предъявляемых нам счетах за медицинское обслуживание стоят астрономические цифры. Можно было бы предположить, что все это делает нас счастливыми, здоровыми и довольными.

Мы считаем, что если немного хорошо, то больше - лучше. Но, имея одни часы, вы знаете, сколько сейчас времени; если же часов у вас двое, вашим сомнениям на сей счет не будет конца. Мы полагаем, что можем спасти себя от проблем, разочарований и приступов отчаяния, продвинувшись или вознесясь на более высокий пост. Но продвижение может привести только к тому, что приказы нам будут отдавать люди лучшего разбора. Мы верим, что больше - это лучше и выше - тоже лучше. Мы исходим из того, что, будучи наделены большей властью, мы сами станем более совершенными. Мы убеждены, что добавки к нашему имуществу, более просторное жилище, или второй дом, еще один автомобиль, или еще один телевизор, или катер, или яхта сделают нашу жизнь прекраснее. Мы уверены, что деньги и более высокий статус позволят нам жить лучше. Мы стоим на том, что подняться до уровня некомпетентности - это достижение. Мы считаем, что надо в поте лица своего взбираться вверх по лестнице успеха. Есть ли лучшее средство скорее обеспечить себе сердечную недостаточность?

Эта система убеждений стара, как Люцифер; она существует со времени падения ангелов. Вспомните лестницу из сна Иакова: "И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот. Ангелы Божий восходят и нисходят по ней" (Библия. Бытие, 28, 12).

Чтобы воспитывать и обучать новые пополнения человеческого рода, общество создало школы. Я уже показал, что такое обычная система школьного образования, когда она предстает в лице занятых в ней учителей. Давайте теперь оценим ее с точки зрения воздействия на учеников.

Старомодная школа была чистым воплощением Принципа Питера. Ученика переводили из класса в класс, пока он не достигал своего уровня некомпетентности. В определенных случаях заявляли, что он "не справился" с программой пятого, восьмого или одиннадцатого класса. Тогда ему следовало остаться на второй год, то есть удержаться на своем уровне некомпетентности. Бывало, что в силу продолжавшегося еще умственного развития ребенка способности его интеллекта в течение этого года возрастали и он попадал в число достойных перевода в следующий класс. В противном случае считалось, что он опять "не справился" и опять должен отбыть "второй год". (Нелишне заметить, что это самое "не справился" равнозначно явлению, которое в исследованиях профессиональной деятельности определяется как "успех", поскольку речь идет о прибытии на Конечную Остановку, соответствующую уровню некомпетентности.)

Административные работники школы не любят эту систему. Они считают, что скопление некомпетентных учеников снижает уровень учебных достижений школы. Один такой администратор говорил мне: "Эх, дали бы мне возможность переводить в очередной класс серых учеников, а талантливых оставлять на второй год. Вот тогда бы и качество учебы поднялось, и уровень знаний в классах повысился. Пока же, удерживая в школе все больше тупиц, я снижаю ее общий стандарт, поскольку средний уровень ее достижений падает".

К действиям, которые вытекают из столь крайних выводов, обычно не прибегают. Поэтому, чтобы избежать скопления некомпетентных учеников, школьные администраторы изобрели порядок, предусматривающий повальный перевод из класса в класс - одинаково как некомпетентных, так и компетентных учеников. Для такого решения найдено и психологическое оправдание: говорят, что учащихся оберегают от горьких ощущений неудачи.

На самом же деле к неуспевающим ученикам здесь применяется Возвышение Пинком. Итог всеохватывающего использования этого приема заключается в следующем. Сегодня выпускники средней школы, возможно, еще обладают теми же знаниями, какие были у учащихся одиннадцатого класса несколько лет назад. Со временем же наличие аттестата будет отвечать уровню знаний в прежнем десятом классе, потом в прежнем девятом и т.д.

Это явление я определяю как Иерархическую Регрессию.

Школьные аттестаты, дипломы и ученые степени перестают быть свидетельствами компетентности. Когда-то мы знали, что ученик, оказавшийся "неуспевающим" в восьмом классе, по крайней мере был компетентным на уровне седьмого. Мы знали, что студент, не справившийся с первым курсом университетской программы, по крайней мере должен был обладать компетентностью в объеме знаний выпускника средней школы. И так далее.

Теперь нам нельзя исходить из таких предположений. Нынешний школьный аттестат удостоверяет только то, что его обладателю хватило способности выдержать столько-то лет школьного обучения. Среднее образование, некогда принимавшееся за показатель компетентности, сегодня рассматривается не иначе, как свидетельство неподготовленности для выполнения большинства работ, связанных с ответственностью и прилично оплачиваемых.

Следует отметить, что Иерархическая Регрессия не есть явление совершенно новое. Много лет назад грамотность как таковая принималась за достаточное свидетельство компетентности и позволяла занимать большинство важных должностей. Затем обнаружилось, что число грамотных дураков постоянно растет, и работодатели начали повышать требования - подавай им пятиклассное образование, потом восьмиклассное и т.д. Поначалу свидетельства о таких уровнях образования считались показателями компетентности; в конечном счете каждое из них становилось удостоверением некомпетентности.

То же касается и высшего образования. Ценность степеней бакалавра и магистра также подверглась регрессии. Только диплом доктора в какой-то мере по-прежнему придает ореол компетентности, но и его значение быстро падает ввиду появления более высоких ученых степеней. Вопрос: много ли потребуется времени, чтобы и звание выше докторского обесценилось, чтобы оно тоже стало свидетельством некомпетентности, чтобы его носителю пришлось пыхтеть и потеть, добиваясь нового диплома, который будет выше более высоких, чем докторский?

Рост усилий, предпринимаемых в области образования, ускоряет процесс деградации. Во многих университетах, например, пара "обучающий-обучаемый" приобрела сейчас тот самый вид, который был еще полвека назад осужден в средней школе, - старшекурсники преподают студентам младших курсов. Наращивание усилий в любой другой сфере сопровождается подобными же последствиями. Пусть будет больше инженеров, ученых, пасторов, преподавателей, автомобилей, яблок, космонавтов. Больше и больше всего, что только мыслимо, - и побыстрее. Это давление заставляет мириться со сниженными требованиями. Иерархическая Регрессия берет свои права.

Кто бы вы ни были - потребитель, предприниматель, учитель, - вы, несомненно, ощущаете результаты Иерархической Регрессии. Я еще вернусь к разговору на эту тему и предложу средства, позволяющие ее остановить.

По мере того как Иерархическая Регрессия набирает силу, качество жизни падает и полезные социальные институты вырождаются в гигантские бюрократии, самовоспроизводящиеся в своей неэффективности. Все на свете, от промышленной продукции до президентов, тускнеет, и посредственность торжествует, поскольку иерархия искореняет все выдающееся.

Иерархия постепенно извращает человеческую личность, так что гражданину может казаться, будто он следует собственному выбору, тогда как на самом деле выполняет роль запрограммированного автомата. Природа дает нам пример, раскрывающий суть этого поведения.

Гусеница дубового походного шелкопряда (Cnethocampa prosessionea) знаменита своим способом передвижения. Каждая ползет, головой упираясь в тыльную часть ползущей впереди. По пути они поедают опавшие дубовые листья - излюбленное лакомство. Ученый, исследовавший поведение походных гусениц, расположил их кольцом вокруг цветочного горшка. Голову каждой гусеницы приставил к хвосту другой. И они продолжали безостановочно двигаться вокруг горшка, пока не обессилели и не умерли от голода. Между тем рядом лежала их вожделенная пища - дубовые листья. Поведение гусениц, выстроенных в походный порядок, лишено приспособляемости. Поэтому они гибнут, хотя спасение вот оно, рукой подать.

Когда люди вольны поступать как угодно, они обычно подражают друг другу.

Э. Хоффер

Человечность предполагает поведение, которое отличается приспособляемостью, разумностью, свободой выбора. Но Иерархическая Регрессия создает условия, в которых вести себя по-человечески становится все труднее. Хотя человеком движут иные мотивы, отличные от врожденных инстинктов гусеницы, в поведении его проглядывают сходные черты. Поведение человека находится под воздействием или под контролем иерархической системы, в которой он живет. Оно более напоминает поведение куклы, чем гусеницы. Кукла - это создание, наделенное образом человека и управляемое внешними силами. О человеке, ставшем жертвой Иерархической Регрессии, можно говорить как о Кукле-в-строю, которая выполняет движения согласно полученным предписаниям жить, прокалывать дыры в перфокарте, вносить сведения в формуляры и соблюдать бессмысленные ритуалы.

Сегодня Кукла-в-строю набрала вес в качестве динамичной общественной силы. Ее называют рядовым человеком, молчаливым большинством, типичным человеком, средним человеком либо потребителем.

Кукла-в-строю - это деятель, безразличный к содержанию своей деятельности, но серьезно озабоченный тем, чтобы изобрести новые и лучшие бюрократические процедуры. Его боготворят за то, как самоотверженно он печется о методах работы своего учреждения, не вникая в ее смысл.

Профессиональная Кукла-в-строю - это человек организующий. С его помощью современное общество управляет своими формальными организациями. Он- прототип; он - символ культуры сегодняшнего общества и считается его новой элитой. Возрастающая специализация установила строгие условия для достижения успеха, так что выдвинуться в иерархии нельзя иначе, как на основе преданности ее особым, ею самой затверженным ценностям. Это сковывает личные способности индивида и подавляет в человеке чувство ответственности.

Профессиональной Куклой-в-строю становится обычно человек, который начинает как специалист и использует свои знания с целью получить более высокую должность, для чего он демонстрирует успехи в работе, отвечающей объективно и беспристрастно оцениваемому уровню его квалификации. Ирония состоит в том, что человек, великолепно выполняющий работу по своей специальности, вознаграждается тем, что его заставляют эту работу бросить и подняться выше, где тиски обязанностей сожмут его потуже. Так именно и создают новую профессиональную Куклу-в-строю. Теперь это человек, который уже не отвечает за формирование политики - он только проводит ее в жизнь.

Кто глупее: дитя, которое боится темноты, или взрослый человек, который боится света?

М. Фрихилл

Специализация творит мастеров безответственного следования за лидером, и совершенствовать их мастерство призваны многослойные формирования специалистов по управлению. Специализация рождает потребность в бюрократии. Бюрократия же все более внедряет в жизнь организационно закрепляемое и всеохватывающее правление посредственности.

Коли все думают одинаково, значит, никто особенно и не думает.

У. Липпман

Высокопоставленные военные в большинстве своем без остатка отдаются роли Кукол-в-строю. Они выходят в герои, расширяя поле приложения исключительно своих специальных знаний. Когда же возникают вопросы насчет смысла накопления средств для сверхубийства или эскалации войны против деревенских жителей, Кукла-в-строю совершенно искренне заявляет: но ведь это не по моему ведомству.

Технический эксперт может достичь такой степени соответствия своему предназначению, что превращается в какого-нибудь Адольфа Эйхмана, в профессионально компетентную Куклу-в-строю, способную преспокойно всех нас уничтожить. Но он может стать и безмозглым гуманоидом, чье существование от начала до конца замыкается в делах его должности. К счастью, крайние случаи встречаются пока реже других, но никто из нас не имеет возможности полностью избежать воздействия Кукол-в-строю.

В настоящее время иерархическое разложение затрагивает все крупные организации и питает широко распространившееся равнодушие к коррупции, которая разъедает социальные институты. Иерархическое разложение толкает развитие по нисходящей спирали и способствует распаду социальной ткани цивилизации, нагнетанию атмосферы тревоги. Многие индивидуумы стали Куклами-в-строю и особой тревоги не проявляют, но другие, те, кто обеспокоен иерархическим разложением и утратой собственного "я", страдают как раз из-за своего понимания происходящего. Беда взывает к переменам, тогда как молчаливое большинство предпочитает вести себя подобно Куклам-в-строю и принимает посредственность за норму в этике, в образовании, в юриспруденции, в производстве и правительстве. Потеря собственной личности помогает примириться с посредственностью, которая затем становится желанным стандартом.

Посредственность - добродетель в глазах посредственных людей.

Ж. Жобер

Идеальная Кукла-в-строю есть деятель, которого шаг за шагом удалось освободить от воображения, творческих устремлений, унаследованных представлений, грез и ощущения собственной неповторимой индивидуальности. Со школьной скамьи, если не раньше, его приучают воспринимать жизнь в виде разобщенных сведений, преподносимых в рамках никак не связанных между собой учебных курсов. Так его готовят к выполнению механистической роли в Царстве Посредственности. Едва его затягивает в это царство, как могущественные силы начинают мешать ему в проявлении искренних чувств, подавляют его естественные порывы. Позднее то одно, то другое в его механистической деятельности способствует дальнейшему продвижению к утрате собственного "я", и единственным удовлетворением для него остается соблюдение ритуалов согласно роли, отведенной ему в походной колонне.

Англичане инстинктивно восхищаются человеком, скромно признающим свою бесталанность.

Дж. Агэйт

В Царстве Посредственности человек из массы обслуживается в массовом порядке, что неизбежно навязывает общее падение вкуса и ослабляет тягу к совершенству. Если Кукла-в-строю выступает в роли потребителя, то она представляет собой безличный стандартный объект обслуживания. Это статистическая единица, выражающая общее усреднение запросов. Это слагаемое массовой культуры и всего прочего, что также подравнивается под массу, - транспорта, развлечений, морали и правительства. Развитие технологии создает общество без личностей, подгоняет его под единый стандарт, населяет его Куклами-в-строю, лишенными всякой ответственности. Техника освобождает человека от необходимости принимать решения. Она позволяет ему чувствовать себя в безопасности при условии, что он держит шаг на своем месте в походной колонне. Он становится жертвой режима Посредственности и сам, будучи стандартным потребителем товаров, пропаганды и политики, помогает сохранению этого режима как социальной системы.

В административной структуре Царства Посредственности различные конторы, отделы и ведомства проявляют тенденцию к тому, чтобы увековечить себя, закрепиться в своей роли чиновничьих организаций. Тем самым они вносят весомый вклад в бюрократическое загрязнение среды. Правила, установления, законы и подзаконные акты связывают индивидуума, вторгаются во все новые и новые сферы его жизни.

Патологические изменения происходят в психике человека, оказавшегося на месте служащего в бюрократической структуре Царства Посредственности. Прочность его положения во всевозрастающей степени определяется правилами, предписаниями, процедурами и обычаями учреждения, в котором он служит, так что и в его собственном поведении начинает проявляться бессмысленное, навязанное общим шаблоном и часто вредоносное помешательство на учрежденческих делах. Внутренние организационные структуры, бюрократические процедуры и формы представляются ему более ценными, нежели ожидаемая от них общественная польза. Режим Посредственности заставляет чиновника защищать бюрократические правила методично, с благоразумием и предусмотрительностью. От него требуется соблюдение установленных официальных формальностей и неукоснительное следование установленным процедурам. И эта главная его забота о выполнении правил вступает в противоречие с выдачей результатов, с предоставлением услуг, которых ждет общество. Человек, хронически пребывающий в положении Куклы-в-строю, никогда не забывает ни одного правила, а что касается общества, клиентуры, то они представляются ему силами, действующими с явно разрушительными целями - опрокинуть систему и получить от нее какую-то пользу.

Кукле-в-строю постоянно задают программу поведения в роли потребителя. Потребитель уверен, что могучая техника только тем и занята, что обеспечивает его новыми и лучшими товарами. Она поставляет ему мыло с гарантией, что такого хорошего моющего средства еще не было. Потом она предлагает особые добавки в мыльную пену-разных цветов и форм, включая гранулы, жидкости и таблетки. Далее наступает черед Специальных Дополнительных Ингредиентов и Новых Формул. Затем появляются средства, которыми следует пользоваться перед намыливанием, и другие - для использования после мытья. Кукла-в-строю убеждена, что свершается великий прогресс. Потребителя чаруют перемены в хромированных украшениях его автомобиля, холодильника и прочих бытовых агрегатов. Он ощущает собственное участие в прогрессе. Он видит себя творцом больших событий и гордится такими достижениями, как цветное телевидение или полеты в космос, хотя ни в том, ни в другом не разбирается и никакого отношения к этим успехам техники не имеет. Вскармливаемая на ежедневной телевизионной диете Кукла-в-строю готова признавать достоинства всякого рекламно упакованного политика.

Закон Китмана: чистый бред имеет тенденцию вытеснять с телевизионного экрана бред обыкновенный.

М. Китман.

Увы, рекламно упакованный Политик-в-строю, скорее всего, оказывается воплощением ценностей, усвоенных Куклой-в-строю, которая в свою очередь является продуктом Иерархической Регрессии, так что нисходящая спираль замыкается, соединяя самого мелкого чиновника с обладателем высшего служебного поста в государстве.

В высокоразвитом Царстве Посредственности не может быть подлинного лидера. Номинальный лидер замыкает строй ведомых. Опросы общественного мнения и компьютеры определяют его поведение. Если капризное население привыкло добиваться Специальных Дополнительных Ингредиентов и Новых Формул в других товарах, то как же не требовать, чтобы они использовались при изготовлении лидеров? Опросы свидетельствуют, что на высшем посту люди хотят видеть себе подобного, и поэтому президента показывают вкушающим радости загородного пикника, уставившимся в телевизор, ласкающим свою собаку или играющим в гольф. Когда это надоедает, людям показывают нового президента. Потом обновленного нового президента. Затем новейшего обновленного нового президента с новой прической, новой риторикой, новым образом и новыми лозунгами.

Не знаю, на какой предмет направит он в следующий раз свою многогранную бесталанность.

А. Гусман

Конец текста


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация