<< Главная страница

Лоуренс Дж. Питер "Принцип Питера"
Обычная деловая жизнь
Управленческий миф

Управление - это акт воздействия на индивидуумов, позволяющий направлять течение дел на предприятии или в организации. При хорошем управлении этот акт выполняется таким образом, что достигаются положительные результаты. При плохом управлении результаты оказываются отрицательными - причем для любой организации, будь то фирма, школа, церковь, общественный клуб, спортивная секция, политическое объединение, домохозяйство или семья.

Следствие 20: в иерархии возможности компетентного подчиненного управлять некомпетентным начальником превосходят возможности некомпетентного начальника управлять компетентным подчиненным.

Компетентный управляющий финансирует, подбирает штаты, организует, контролирует, поддерживает контакты с людьми, отделами, другими организациями. Некомпетентный управляющий, делая то же самое, не умеет, увы, внести в свою деятельность руководящей идеи, необходимой для достижения успеха. Случается, что управляющие компаний скрупулезно расписывают задачи, вычерчивают схемы административной подчиненности с четким определением полномочий каждого звена и выполняют все возложенные на них обязанности, но как только внутри страны или за рубежом появляется фирма-конкурент, начинающая действовать в совершенно новом направлении и выбрасывающая на рынок продукцию пооригинальнее или более высокого качества, как все это тщательное управление оказывается никчемным.

Управление не есть замена руководству. Управляя людьми, вы не сможете сделать их ни ответственными, ни компетентными, но не исключено, что вы добьетесь этого, если будете ими руководить. Компетентный руководитель может быть и хорошим управляющим, но компетентному управляющему может недоставать творческого начала, умения вдохновлять - качеств, необходимых подлинному руководителю. Руководитель обладает способностью видеть дальше других, открывать новые направления и вселять в идущих за ним горячее желание браться за неизведанные дела. Многих называют руководителями, потому что они стоят во главе команды или находятся на вершине пирамиды, и это одно из значений слова "руководитель". Но пребыванием впереди или наверху определяется только местоположение, а отнюдь не другие качества, без которых нет руководства. Есть существенная разница между положением облеченного полномочиями и положением руководителя. Руководители отличаются особым свойством руководителей - чем выше они поднимаются, тем дальше видят; чем больше они знают, тем оригинальнее мыслят и тем меньше вероятность, что они станут повторять действия других.

В 1957 году изготовленный в США видеомагнитофон стоил пятьдесят тысяч долларов. Это было громоздкое устройство, годное к использованию разве что в телестудии. Акио Морита, глава японской компании "Сони", разглядел, что, если аппарат сделать меньше и дешевле, он станет популярным домашним развлечением. Деятельность своей компании он связал с достижением долговременной цели - создать компактный, простой в обращении, доступный по цене видеомагнитофон домашнего пользования. В 1965 году "Сони" вышла на рынок с катушечным видеомагнитофоном. В 1975 году "Сони" предложила "Бетамакс" - первый в мире кассетный видеомагнитофон.

Инженеры, призванные к выполнению задачи, работали над созданием "Бетамакса" около двадцати лет, но, когда видеомагнитофон добрался до рынка, его популярность революционизировала телевидение, расширила диапазон использования домашних телевизоров, положила начало замене домашних кинокамер и кинопроекторов видеосъемочной и видеодемонстрационной аппаратурой и привела к образованию целой новой отрасли, занятой производством, продажей и прокатом видеокассет.

Пусть в американских компаниях, действующих в области телевидения и электроники, и хорошее управление, но Акип Морита, глава "Сони", внес в дело нечто сверх того: долгосрочное планирование и руководство.

Следствие 21: колледж не может обеспечить компетентность; он может обеспечить диплом.

В последнее время американцы занялись изучением опыта японских компаний в попытке найти секреты их успеха. В большинстве случаев были извлечены уроки, которые Америка зубрила давным-давно, до того, как эксперты по делам бизнеса выступили со своими теориями управления и сотворили новый социальный класс - административную элиту.

Все теории управления превращаются в заговор против хорошего управления и в основном только прикрывают срам управляющего.

Т. Джордж Хоррис, редактор журнала - в прошлом "Психология сегодня", ныне "Американское здоровье"

На заре своего существования Америка имела руководителей, умевших взяться за строительство железных дорог, и управляющих, которые обеспечивали их эксплуатацию. Руководство - это видение перспективы, а управлять - значит следить за ходом событий. Бывает, что способности к тому и другому объединяются в одной личности, но нередки случаи, когда с выдвижением компетентного управляющего на пост руководителя мы наблюдаем действие Принципа Питера в кругу высших должностей.

Многие управляющие показывают себя компетентными в оценках ситуации, в отборе рекомендаций консультантов, в коллективной работе по определению ближайших целей, намечаемых с общего согласия. Им, однако, часто не хватает широты взгляда, позволяющей разглядеть новые возможности.

Американские компании-первопроходцы, добившиеся мирового лидерства в изобретениях, нововведениях и производительности, ныне посвящают себя решению краткосрочных задач и получению немедленных прибылей. Изучение рыночной конъюнктуры направляет конвейерную линию. Потребителям оставляют возможность выбора лишь в пределах уже существующей продукции, а "новые, улучшенные" изделия оказываются лишь разновидностями либо чуть подправленными копиями прежних.

Американская автомобилестроительная промышленность была создана изобретателями, чьи машины завоевали мировой рынок. Когда управляющие продвинулись на посты руководителей, эта отрасль занялась производством автомобилей все больших и больших размеров и совершенствованием их конструкции за счет таких причуд, как вытянутые хвостовые плавники, вычурные хромированные решетки и разноцветье в окраске кузовов. Иностранные же производители стали лидерами в производстве качества - компактных, удобных, экономичных машин, так что американским автомобилестроителям пришлось последовать по пути, предложенному дальновидным зарубежным руководством.

Если в каждой данной ситуации вы усматриваете лишь то, что видит всякий, про вас можно с одинаковым основанием сказать, что вы и представитель своей культуры, и ее жертва.

С.И. Хаякава

Упадок промышленной Америки мог быть предсказан любым исследователем иерархиологии, знакомым с лестницей руководства. Специалисты по управлению учатся в школах бизнеса. Набираясь стандартных знаний, пассивно усваивая расхожие догмы, преподносимые им устно, в учебниках, на спецкурсах, и соблюдая нормы университетских процедур, они получают здесь ученые степени знатоков делового администрирования. Приходит опыт работы на разных ступенях управления, приходит признание, что они хорошо и преданно следуют политике высших управляющих, и это становится основанием для их выдвижения на посты, где надо быть руководителями. Вся промышленность так и развивалась - подчиняясь потребностям исполнителей, возвысившихся до руководящих должностей. К услугам исполнителей, страшащихся или не умеющих принимать решения, имеются и фирмы-консультанты.

Творческое мышление, возможно, означает всего-навсего понимание, что нет никакой особый добродетели в том, чтобы вести дела так, как их всегда вели до нас.

Рудольф Флеш

Конец текста


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация