<< Главная страница

Лоуренс Дж. Питер "Принцип Питера"
Принцип не ведает пощады
Кажущееся исключение № 10. Самодостаточный Человек

По Питеру, Самодостаточный Человек - это работник, всецело поглощенный служебными обязанностями и не заботящийся о конечном результате. Нормальный порядок предполагает, что мы организуем людей и устанавливаем правила с расчетом на выполнение некой задачи; наша деятельность представляет собой средство для достижения определенной цели. Внутри бюрократий, однако, тенденция состоит в том, что их персонал и правила становятся самоцелью. В плодотворно действующей организации работника ценят за результаты его труда - за количество произведенных им деталей, выполненных заказов или оказанных клиентам услуг. В бюрократии ценность работника склонны определять по его служебному поведению - по тому, как он блюдет правила, насколько следует ритуалам, поддерживает статус-кво и оберегает устои иерархии.

Мой приятель путешествовал по стране, где на продажу алкогольных напитков установлена государственная монополия. Перед возвращением домой он обратился в государственный винный магазин и спросил, сколько бутылок вина позволено ему вывезти.

- Вам следует справиться об этом у таможенника на границе, - ответил продавец.

- Но мне надо знать сейчас, - сказал мой приятель, - тогда я куплю сколько разрешено, и ни бутылкой больше.

- Это определяется таможенными правилами, - возразил продавец. - К нам они не имеют никакого отношения.

- Но вы же наверняка знаете эти правила, - сказал путешественник.

- Конечно, - ответил продавец, - но мы не имеем никакого отношения к таможне, а потому не мое дело их вам сообщать.

Вероятно, случалось, что и вы слышали в ответ на свои вопросы: "Мы таких справок не даем". Служащий знает, как можно разрешить ваше затруднение, вы знаете, что он это знает, и все же находится причина, по которой он никак не желает вам помочь.

Однажды бухгалтерия университета, который принял меня на должность профессора, вручила мне специальное удостоверение, дающее право получать деньги по чекам в кассе университетского книжного магазина. Я отправился в этот магазин, предъявил мое новое удостоверение и представил чек Американского бюро путешествий на двадцать долларов.

- Мы выдаем наличные только по чекам бухгалтерий и чекам, выданным частными лицами, - сказал кассир книжного магазина.

- Но этот-то чек лучше чека частного лица, - сказал я. - Он даже лучше чека бухгалтерии. Я ведь могу получать по нему деньги в любом магазине и без предъявления всяких удостоверений. Чек бюро путешествий ничуть не хуже наличных.

Так как последовавшая непродолжительная дискуссия ни к чему не привела, я попросил разрешения переговорить с управляющим. Он выслушал меня терпеливо, но с отсутствующим выражением лица и затем решительно заявил:

- Мы не выплачиваем денег по чекам бюро путешествий.

Вам известны больницы, которые тратят драгоценное время на заполнение пространных анкет, прежде чем помочь жертве несчастного случая. Вы слышали о сестре, которая будит больного словами: "Проснитесь, вам пора принять снотворное".

Возможно, вы читали об ирландце Майкле Патрике О'Брайене, которого одиннадцать месяцев продержали на пароме, курсирующем между Гонконгом и Макао. У него не было необходимых документов, чтобы сойти на берег ни на одном, ни на другом конце переправы, и никто не хотел ему их выдать.

Мелкие чиновники, не наделенные правом принимать решения, с неиссякаемой настойчивостью требуют точнейшего заполнения всевозможных формуляров вне зависимости от их пользы. И не допускают ни малейшего отклонения от привычного стандарта.

Этот тип поведения я называю поведением Самодостаточного Человека. Замкнутый в своем профессионализме, он твердо знает, что средство важнее цели: бумаги важнее того, ради чего они были первоначально созданы. Он уж больше не видит в себе человека, служащего обществу. Он рассматривает общество как сырье, необходимое для существования его самого, анкет, бюрократических процедур и иерархии.

С точки зрения его клиентов или жертв. Самодостаточный Человек абсолютно некомпетентен, так что, несомненно, вы с удивлением спросите: "Каким образом столь большое число Самодостаточных деятелей продвигается по службе? Быть может, на них не распространяется Принцип Питера?"

Чтобы ответить на этот вопрос, я поставлю другой: "Кто определяет уровень компетентности?"

Компетентность служащего определяется не посторонними лицами, а теми, кто стоит выше его на иерархической лестнице. Если его начальник все еще находится на уровне компетентности, он способен оценить деятельность своих подчиненных по полезности выполняемой ими работы, например по качеству медицинского обслуживания или использованию информации, производству сосисок или ножек для столов, то есть по результатам их труда.

Если же начальник достиг своего уровня некомпетентности, он обычно судит о подчиненных по тому, насколько точно они соблюдают формальный комплекс своих обязанностей, и компетентность для него - синоним строгого соблюдения всех правил, инструкций и процедур. А потому он особенно ценит исполнительность, аккуратность, почтительность к старшим по должности, умение писать отчеты и вести документацию. Коротко говоря, такой начальник оценивает усердие подчиненного:

"Моу воду не мутит".

"Лэрри всегда покладист и контактен".

"На Кэрли можно положиться".

Что получится в итоге, попросту не имеет того значения, какое придается соблюдению организационных процедур. Налогоплательщики, жаждущие получить справку, больные, обратившиеся за медицинской помощью, клиенты, рассчитывавшие, что их обслужат, - все эти люди, столкнувшись с Самодостаточным Человеком, приходят к выводу, что перед ними упрямая, бесчувственная, некомпетентная личность. Но в рамках бюрократии вполне допустимо, что эту личность высоко ценят за его (или ее) усилия, обеспечивающие иерархии гладкое течение жизни. Такой волны не поднимает, правил никогда не нарушает, ни с какими отклонениями от установленных процедур не мирится даже в исключительных ситуациях, а главное, последовательно оберегает внутреннюю структуру организации.

Для такого все, кто не относится к иерархии, - это не те, кто нуждается в его услугах, а те, кто призван снабжать его информацией для заполнения установленных бюрократических форм, требуемых ритуальными процедурами справок и отчетов. В ответ на какой-нибудь простейший запрос тут обычно слышишь: "Да, но у меня нет полномочий предоставить вам эти сведения"; "Не знаю, напишите заявление, мы рассмотрим"; "Станьте, пожалуйста, вон в ту очередь в справочное бюро, там вам скажут, где вам следует занять очередь на прием".

Теперь вы можете понять, чем руководствовались в своих действиях Самодостаточные Люди, которые были описаны выше. Если бы продавец винного магазина сразу же объяснил туристу таможенные правила, тот бы подумал: "Как он любезен". Но директор магазина воспринял бы поступок продавца как нарушение правил.

Если бы кассир книжного магазина принял мой чек, выданный бюро путешествий, я был бы ему благодарен, однако директор сделал бы ему выговор за превышение полномочий.

Как мы видели. Самодостаточный Человек практически не способен к самостоятельным действиям. Он всегда подчиняется и никогда не решает. С точки зрения иерархии это является признаком компетентности, и Самодостаточного Человека охотно повышают в должности. Он будет продвигаться до тех пор, пока какая-либо случайность не забросит его на должность, где требуется принимать решения. Там он достигнет своего уровня некомпетентности.

Следовательно, поведение и карьера Самодостаточного Человека, как бы они ни мешали вам жить, не являются исключением из Принципа Питера. Как я часто говорю студентам: "Компетентность, подобно истине, красоте и контактным линзам, обретается в глазах ценителя".

Вывод. Во всех случаях имеют место только кажущиеся исключения. На самом деле они таковыми не являются. Принцип Питера распространяется на всех служащих во всех иерархиях.

Конец текста


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация