<< Главная страница

Лоуренс Дж. Питер "Принцип Питера"
Принцип не ведает пощады
Кажущееся исключение № 3. Шелушение Иерархии

Любезный читатель, тебя, несомненно, терзает вопрос: почему некомпетентного работника нельзя уволить? Иногда, при исключительных обстоятельствах, так и поступают. Но служащие фирмы "Свинцово-оловянные изделия - Акционерное общество "Прелесть" продвинулись к своим уровням некомпетентности и там остановились, потому что эта иерархия создавалась с целью приютить как компетентных, так и некомпетентных. До тех пор пока некомпетентность не угрожает существованию иерархии, с ней обычно мирятся. Ниже станет ясно почему, а сейчас важно понять, что иерархии воздвигаются для поддержания порядка, а не для устранения некомпетентности, как и не для того, чтобы выявлять и вознаграждать компетентность.

Следствие 13: получить должность труднее, чем удержаться на ней.

Обычно задачей организации считается некое дело, которое должно быть сделано. Но не следует думать, будто одних только добрых намерений, проявленных при создании организации, достаточно, чтобы ждать от нее и добрых дел. Как только иерархия утвердилась, целью для нее становится ее собственное существование. В фирме "Прелесть" Map О'Зматтик, пребывающий на верховном посту управления, сеет вокруг неразбериху, а другие держатся на плаву лишь потому, что у служащих рангом пониже хватает компетентности, чтобы не допускать всеобщего развала.

Теперь я перехожу к случаю, который, возможно, более всего поразит неподготовленный ум, - к случаю, когда блестящего, отлично справляющегося с делом работника не только не продвигают, а даже увольняют с занимаемой им должности.

Приведу несколько примеров, затем последуют объяснения.

В городе Триумфе каждый вновь приходящий в школу учитель должен выдержать годичный испытательный срок. К.Н. Игочей увлеченно штудировал английскую словесность в университете. За первый год своего учительства он сумел заразить учеников собственным энтузиазмом и сделал их горячими поклонниками классической и современной литературы. Некоторые записались в городскую библиотеку, другие стали рыскать по книжным магазинам и букинистическим лавкам. В своем увлечении они прочитали много книг, не включаемых в список литературы, которая рекомендуется школьникам города Триумфа для внеклассного чтения.

Не заставил себя ждать момент, когда к директору школы явились разгневанные родители и делегации двух строгих религиозных сект. Они выразили неудовольствие тем, что дети читают "нежелательную" литературу. К.Н. Игочея уведомили, что в следующем учебном году школа обойдется без его услуг.

Учителю С. Светлу выпало проходить испытательный срок в особом классе для детей, отставших в умственном развитии. Его предупредили насчет ограниченных способностей учеников, но он все равно старался научить их всему, чему мог. На итоговых экзаменах по чтению и арифметике многие из этих детей показали лучшие знания, чем ученики обычных классов. Светлу было ведено освободить должность. Причину увольнения объяснили тем, что он грубо пренебрегал нанизыванием бус, изготовлением песочных куличей и иными подобными занятиями, предписываемыми для обучения умственно отсталых детей. Отмечено было и то, что он не смог найти должного применения пластилину, счетным палочкам и акварельным краскам, то есть учебному инвентарю, которым обеспечил школу специальный отдел городского управления народным образованием.

Мисс Э. Фект, проходившая испытание в начальной школе, была в высшей степени талантливым педагогом. Не имея за спиной никакого опыта, она использовала в своей работе все, чему ее учили в колледже относительно необходимости считаться с индивидуальными способностями учеников. В результате ее наиболее смышленые ученики сумели за год одолеть программу двух-трех классов.

Директор был чрезвычайно любезен, когда объяснял ей, почему она не может быть оставлена на постоянной работе в школе. Она, с уверенностью говорил директор, конечно же, сама понимает, что разрушила установленный порядок, отступила от правил освоения программы и создала трудности для детей, которым теперь неизвестно, что делать в следующем классе. Она внесла путаницу в принятую систему оценок, в процедуру распределения учебников, да к тому же еще повергла в глубокое беспокойство учителя, которому в очередном учебном году придется преподносить ученикам уже освоенный ими материал.

На этих примерах видно, что в большинстве иерархий сверхкомпетентность принимается за большее зло, нежели некомпетентность.

Как мы уже заметили, обычная некомпетентность ни в коем случае не есть причина для увольнения; она только препятствует повышению. Сверхкомпетентность нередко служит основой для увольнения, потому что она подрывает иерархию и тем самым нарушает первую заповедь иерархического бытия: иерархия должна быть сохранена.

Допустим, что при поступлении на работу индивидуумы обладают компетентностью, требуемой на исходном уровне их служебной деятельности. Но в дальнейшем, по мере их продвижения по службе, проявляется та самая тенденция, которую описывает теория распределения: большинство образует группу умеренно компетентных работников, а компетентные и некомпетентные оказываются в меньшинстве - так, как это показано на схеме.

Встречаются два редких типа людей, которые не укладываются в эту схему: сверхкомпетентные и сверхнекомпетентные. Сверхкомпетентным проявляет себя обычно тот, кто знает способ выполнить работу лучше, чем принято. Если бы мисс Ната Лант, служащая в должности заместителя заведующего канцелярией фирмы "Прелесть", придумала простой, удобный формуляр взамен четырнадцати различных бланков, подлежащих заполнению в процессе внутрифирменного обмена документацией, то тем самым она обидела бы Энн Гину, которая лично изобрела большую часть этих бланков и составила сложные правила их заполнения. Ната Лант едва ли могла бы рассчитывать, что Энн Гина одобрит ее новаторство. Если бы все-таки, не получив одобрения, она запустила в оборот свою новую форму, то это рассматривалось бы как "превышение полномочий". А если бы она явилась со своей идеей к Мару О'Зматтику, то подверглась бы порицанию "за несоблюдение установленных правил" или за "действия в обход непосредственного руководителя". Любая из этих двух провинностей, по ее собственному выбору, может быть указана как основание для ее увольнения. Но одновременно в ее адрес будут сделаны также заявления вроде следующих: "Вам, видимо, у нас не нравится"; "Вы из тех вечно недовольных, что не могут приспособиться к "Прелести" и стилю ее работы"; "Мы весьма гордимся мисс Гиной и не можем понять, почему вы не хотите придерживаться установленных ею процедур. Кажется, вы вознамерились сломать всю нашу систему".

Еще один способ, каким организация может воспользоваться для защиты от разрушительного влияния сверхкомпетентных, - это их изоляция. Сверхкомпетентная учительница начальной школы миссис С. Блеском не могла быть уволена, ибо после испытательного срока была утверждена на постоянную работу, не выходила за рамки своих преподавательских полномочий и вела себя достаточно осмотрительно, чтобы не нарушать условий контракта. Ее класс перевели в помещение, расположенное в дальнем углу школьного здания, а ее самое не стали в большинстве случаев приглашать к участию в собраниях и совместных развлечениях преподавателей. Тем самым исходившая от нее угроза была сведена к минимуму, хотя применявшиеся ею эффективные методы обучения по-прежнему таили в себе опасность подорвать общепринятый порядок школьной работы.

Другой тип работника, который создает угрозу иерархии и которого поэтому стараются выгнать или убрать куда подальше, - это сверхнекомпетентная личность. Ниже, на схеме, теперь доведенной до завершенности, показано место этих двух крайних категорий - сверхкомпетентных и сверхнекомпетентных, одинаково предопределенных к увольнению. Отсечение крайних отростков называется Шелушением Иерархии.

Я описал судьбу ряда сверхкомпетентных служащих. Теперь приведу несколько примеров сверхнекомпетентности.

Мисс Б. Алда работала продавщицей в отделе бытовых приборов в универмаге "Низкосорт". Она была уволена. С самого начала выручка от проданных ею товаров оказывалась ниже, чем в среднем на каждого продавца. Само по себе это не могло служить основанием для увольнения, поскольку хватало и других, чьи показатели были ниже среднего. Но мисс Б. Алда кошмарно обращалась с учетом: она нажимала не те клавиши кассового аппарата, принимала кредитные карточки, выданные конкурирующими фирмами, и - того хуже - выписывала квитанции под копирку, положенную обратной стороной. Затем она умудрялась вручить покупателю первый экземпляр квитанции, так что у него на руках оказывались одновременно и оригинал (на лицевой стороне), и копия (на обратной), а у нее не оставалось ничего. И совсем плохо было то, что она грубила начальству. Проработала она всего один месяц.

У. Костелл, протестантский священник, придерживался смелых взглядов на природу божественного, действенность обрядов, второе пришествие Христа и загробную жизнь. Его воззрения резко противоречили официальным доктринам протестантской церкви. Таким образом, с чисто профессиональной точки зрения Костелл не обладал компетентностью, необходимой для ожидаемого прихожанами духовного руководства. Его, конечно, не продвигали, но свой пост он сохранял в течение нескольких лет. Затем он написал книгу и в ней заклеймил заплывшую жиром церковную иерархию, а также привел веские доводы в пользу обложения всех церквей налогами. Он требовал, чтобы священнослужители обратили внимание на такие социальные пороки, как гомосексуализм, наркомания, расизм и проч. Одним прыжком он преодолел дистанцию, отделявшую его некомпетентность от сверхнекомпетентности, и потому немедленно был уволен.

Сверхнекомпетентный работник подлежит отшелушению, когда налицо два условия:

  1. он не делает дела (нет результата на выходе);
  2. он не способствует внутренней устойчивости иерархии (нет вклада на входе).

Следовательно, для типичной иерархии одинаково неприемлемы как сверхкомпетентность, так и сверхнекомпетентность.

Мы видим также, что продукты Шелушения Иерархии, подобно всем другим служащим, находятся в поле действия Принципа Питера. От прочих они отличаются лишь тем, что при данных обстоятельствах подлежат увольнению.

А что вы, не хотите ли сменить место работы? Как вы воспринимаете свое нынешнее положение на военной службе, в учебном заведении, в занятиях коммерцией - сами его выбрали, обстоятельства заставили, семья надавила? Действуя продуманно и решительно, вы тоже вполне можете проявить себя либо сверхкомпетентным, либо сверхнекомпетентным.

Конец текста


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация