<< Главная страница

Лоуренс Дж. Питер "Принцип Питера"
Человек принципа
В пути попадались не только розы

Хотя мои изыскания были посвящены компетентности, в поле зрения неизбежно оказывалась и кое-какая некомпетентность.

В первый же год учительства, к великому своему недоумению, я обнаружил, что многие учителя, директора, инспектора и попечители как бы и не подозревают о своей профессиональной ответственности и не подготовлены для выполнения своих обязанностей. Например, директор моей школы заботился главным образом о том, чтобы шторы на всех окнах были опущены до одного уровня, чтобы в классных комнатах царила тишина, чтобы никто не топтал клумбы с розами и даже не приближался к ним. Инспектор же более всего пекся о том, чтобы учеников, представляющих нацменьшинства, не подвергали наказаниям даже при самом вызывающем их поведении и чтобы своевременно представлялись наверх все положенные отчеты. Обучение детей как таковое, судя по всему, вообще не занимало школьное начальство.

Прежде всего явилась мысль, что этими недостатками страдает только школа, в которой мне выпало учительствовать, и я попросил перевода в другой округ. Заполнил требуемые бланки, приложил соответствующие документы и покорно совершил все иные действия, предусмотренные бюрократическими процедурами. Несколько дней спустя ко мне вернулись и заявление, и все бумаги.

Нет, никаких погрешностей в моих верительных грамотах не было, бумаги были составлены по форме, официальный ведомственный штемпель удостоверял, что они прибыли к месту в полном порядке. Но в сопроводительном письме сообщалось: "Согласно новым правилам. Отдел образования не принимает подобных документов, если они не зарегистрированы на почте как заказное письмо, что должно служить гарантией их доставки. Будьте любезны выслать документы в Отдел повторно заказным письмом с обязательной почтовой регистрацией". У меня родилось подозрение, что мой школьный округ не обладает монополией на некомпетентность.

Поначалу мне казалось, что подобные казусы - всего лишь никчемные отходы, возникающие в процессе моих изысканий, но позднее я разглядел в них полезный побочный продукт. Когда мне предлагали выступить и рассказать о моих исследованиях в области педагогической компетентности, я стал ссылаться на некоторые забавные проявления некомпетентности, внося тем самым комическую разрядку в свои серьезные доклады.

Моим первым примером послужила учительница, которую я назвал мисс Штамп, потому что творческое начало было присуще ей в той же мере, что и копировальной машине. В учительском колледже она была превосходной студенткой. Пунктуальная, исполнительная, она не упускала ни одного слова преподавателей. Сделанные ею записи лекций выглядели так, будто были сняты под копирку с конспектов, по которым профессора читали эти лекции. Она была настолько хорошей студенткой, что без проблем переходила с курса на курс и каким-то образом благополучно сдала экзамен по педпрактике. Она стала школьной учительницей и своего уровня некомпетентности достигла за неправдоподобно короткий срок. Будучи компетентной в качестве потребителя знаний, она потерпела полное фиаско в качестве их распространителя. Ее широкая образовательная подготовка означала только то, что мисс Штамп способна была нагнать скуку в занятия по любому предмету из школьной программы. Она была из тех людей, что могут озарить комнату светом - стоит им лишь выйти за дверь. Если бы не ее рыжие волосы, можно было бы утверждать, что она совершенно бесцветна. Ее не уволят, потому что она пунктуальна, исполнительна и все требуемые формуляры заполняет вовремя. Единственно, чего она не умеет, - это учить. Поэтому до конца своих трудовых лет она будет учительствовать, изнурять скукой детей, повергать в отчаяние их родителей и приводить в бешенство школьное начальство.

Д'Олдона, директора начальной школы, расстроил шум в классных комнатах, поднимавшийся между уроками, пока учителя переходили из класса в класс. Он помчался в свой кабинет и провозгласил по внутренней радиосети: "Отныне ни один учитель не должен покидать класс до прихода другого учителя". Мисс Альфа Вит, преподаватель чтения, столь основательно втянула своих учеников в подготовительные занятия, так много времени отвела на их устные рассказы, на разглядывание картинок и прочие упражнения, связанные с описанием зрительных образов, что год успел кончиться прежде, чем она добралась до уроков чтения. Заботой Альмы Матер, школьной библиотекарши, был порядок на книжных полках, и поэтому большую часть своей энергии она направляла на то, чтобы не подпускать учеников к книгам.

Директор школы Остоу Лопп обладал такой способностью не понимать других людей, какой я не встречал никогда впоследствии. Он был компетентным исследователем и превосходным педагогом. Ученики внимали каждому его слову, и он не ведал проблем с поддержанием дисциплины. Став директором, он не проявил ни малейшего понимания или сочувствия к тому, что заботило рядового учителя. Его поразило открытие, что, умея так хорошо ладить с детьми, он столкнулся с одними лишь неприятностями в отношениях с собственным персоналом и с чиновниками из попечительского бюро. Для дальнейшего продвижения он не пригоден, и большая часть его нынешней жизни уходит на воспоминания о добром старом времени, проведенном в классной комнате. Компетентный наставник детей возвысился до уровня некомпетентного руководителя взрослых.

Школьный попечитель доктор Скопидом пытался экономить на таких вещах, как мел, бумага, карандаши, выбрасывая при этом крупные суммы на непроверенное электронное оборудование. На протяжении всей его учительской карьеры и затем, когда он был директором школы, жена отбирала у него зарплату и сама еженедельно выдавала ему деньги на жизнь, но, став попечителем, он принял на себя обязанность ворочать многомиллионными суммами. Компетентного педагога повысили и сделали некомпетентным распорядителем финансов.

Естественно, я задавал себе вопрос: не обстоит ли дело так, что всякая иерархия действует подобно школьной системе? И решил внимательнее присмотреться, как это выглядит в жизни. Результаты оказались самыми поучительными. При посещении публичной библиотеки я заметил, что книги о беременности находятся на нижней полке, у самого пола, где их, по-видимому, не могут увидеть именно те, кого они интересуют. Я направил в большое издательство заказ на книгу о некомпетентности в сфере бизнеса. Спустя две недели я получил письмо, в котором среди прочего прочитал: "Мы благодарим за ваш недавний заказ и подтверждаем желание немедленно его выполнить, но улучшения, вносимые в организацию нашей работы, приведут к задержке с отправкой". Я читал книгу Вэнса Паккарда "Отбросопроизводители" - о промышленниках, сознательно выпускающих не пригодную для длительного пользования продукцию. Прежде чем я закончил чтение, обложка отвалилась и страницы рассыпались.

Конец текста


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация